Судебная система Челябинской области

Обновления на сайте

17.11.2017
Результаты конкурса от 17.11.2017

09.11.2017
Список кандидатов допущенных к участию в конкурсе на 24 ноября 2017г.

07.11.2017
Российское объединение судей

30.10.2017
Список кандидатов допущенных к участию в конкурсе на 17 ноября 2017г.

27.10.2017
Результаты конкурса от 27.10.2017

25.10.2017
Руководство

Полезные ссылки

 
     
   

ДОСТУП ГРАЖДАН К СУДЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПРИЕМНАЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ КИОСКИ

 
   
Размещено 26.03.2009 обновлено 20.04.2010

Информационно – справочное бюро (приемная) суда

Информационно – справочное бюро (приемная) суда

Прием документов в окне № 4, изолированном от общего помещения информационно-справочного бюро

Прием документов в окне № 4, изолированном от общего помещения информационно-справочного бюро

Электронный замок при входе в зону служебного доступа

Электронный замок при входе в зону служебного доступа

Информационные киоск с функцией печати текстов судебных актов

Информационные киоск с функцией печати текстов судебных актов

 

Совершенствование информационного обслуживания граждан, обращающихся в суд, всегда можно было отнести к задачам злободневным и актуальным. Ежегодно в Челябинской области федеральными и мировыми судьями рассматривается около 450 тысяч дел. Если считать, что в каждое судебное дело в качестве участников вовлекается минимум два лица (на самом деле реальная цифра количества участников намного выше), то в год процедура рассмотрения судебных дел в той или иной степени затрагивает интересы каждого третьего-четвертого жителя области.

Можно привести и другие цифры: в течение года Челябинский областной суд рассматривает более 35 тысяч судебных дел и материалов. Количество посетителей, прибывающих на заседания в качестве сторон судебного процесса только по делам кассационной инстанции, составляет до 400 человек в день. В целом же поток граждан, заинтересованных в получении информации о движении судебных дел и результатах их рассмотрения (и имеющих на это право), еще больше.

Но информационное обслуживание граждан нельзя рассматривать только как обязательство судебной системы перед некоторым, пусть и достаточно большим, количеством заинтересованных лиц. Надо принимать во внимание, что в демократическом обществе публичный характер деятельности является важной характеристикой власти вообще и судебной власти в особенности. Для правосудия принцип публичности в значительной мере предполагает доступ к результатам рассмотрения дел, полнота реализации этого принципа неразрывно связана с обеспечением права на доступ к судебным актам. В прозрачности судопроизводства в равной мере заинтересованы и общество, и правосудие: общественная оценка, безусловно, сказывается на повышении качества работы судов, ответственности работников судебной системы, росте авторитета судебной власти.

Сегодня эффективное решение этой задачи невозможно без применения средств информационных технологий.

Еще в 2000 году в Челябинском областном суде было создано специальное структурное подразделение — приемная областного суда (информационно-справочное бюро), основным назначением которой является решение вопросов информационного обслуживания граждан.

Информационно-справочное бюро Челябинского областного суда осуществляет следующие функции:

  • предоставление информации лицам, обращающимся в суд, лично или по телефону;
  • прием от граждан документов, непосредственно приносимых ими в суд, в том числе прием исковых заявлений по делам, подсудным Челябинскому областному суду;
  • выдачу документов по письменным и устным обращениям граждан;
  • регистрацию лиц, явившихся на заседания кассационной и надзорной инстанций;
  • выдачу персональных карточек со штрихкодом, обеспечивающих право печати документов на информационном киоске.

Сотрудники информационно-справочного бюро предоставляют лицам, обращающимся в суд лично или по телефону, следующую информацию:

  • о движении судебных дел в любой из инстанций Челябинского областного суда, а также о движении обращений граждан и организаций;
  • о результате рассмотрения дела/обращения;
  • о размере подлежащей уплате государственной пошлины и реквизитах для ее оплаты;
  • о дате и времени, на которые назначены судебные заседания, а также – лицам, явившимся непосредственно на заседание, – о месте их проведения (номер зала);
  • справочную информацию общего характера по вопросам оформления обращений, подаваемых в Челябинский областной суд, порядка их подачи, получения ответа или запрашиваемых документов.

Информационно-справочное бюро является и одним из каналов поступления документов в суд. Здесь принимаются от посетителей следующие документы:

  • исковые заявления по делам, подсудным Челябинскому областному суду, а также дополнения и приложения к ним;
  • кассационные жалобы на судебные постановления Челябинского областного суда;
  • ходатайства о пересмотре вступивших в силу судебных актов в порядке надзора, а также дополнения и приложения к уже поданным ходатайствам;
  • заявления о выдаче копий судебных актов, справок; заявления, содержащие просьбы об отложении слушания дела в кассационной инстанции, и другие;
  • жалобы на действия судей и работу судов не процессуального характера (в квалификационную коллегию судей, на факты волокиты при рассмотрении судебных дел и другие).

Все эти документы регистрируются в ПО «Документооборот» ГАС «Правосудие», а вопросы, связанные с ними, решаются по существу (выдача копий судебных решений, справок, документов) или передаются в соответствующие подразделения Челябинского областного суда.

Выдача документов гражданам является одной из важных функций информационно-справочного бюро. Основная часть документов, выдаваемых судом на руки (исключение составляют некоторые категории документов, выдаваемых по делам, рассматривающимся Челябинским областным судом в первой инстанции), выдается через это подразделение. Это различного рода справки, ответы на ходатайства о рассмотрении дел в порядке надзора, другого рода жалобы, копии приговоров и решений Челябинского областного суда, а также постановлений кассационной и надзорной инстанций из дел, хранящихся в архиве, разрешения на свидание с подсудимым (осужденным) по делам, рассмотренным Челябинским областным судом в кассационной инстанции и др.

Что же послужило технологической основой для организации информационно-справочного бюро?

В информационной системе суда можно выделить две взаимосвязанные подсистемы: «электронный архив» (подобные подсистемы в последнее время часто называют «банк судебных решений») и «судебное делопроизводство». Информация в этих подсистемах всегда поддерживается в актуальном состоянии. Другими словами, если в суде происходит некоторое событие, связанное с рассмотрением судебного дела, то это событие фиксируется в базе данных практически немедленно. Также ввод документов в электронный архив при поступлении дела в суд выполняется с максимально возможной оперативностью, не позднее даты, следующей после дня поступления дела в суд, или, для судебных актов областного суда, в день поступления оформленного судебного акта в канцелярию соответствующей коллегии.

Эту информационную систему, действующую в нашем суде уже более 20 лет, и стали использовать для организации работы с гражданами, обращающимися в суд. Для обеспечения работы приемной была разработана специальная поисковая оболочка, обеспечивающая быстрый поиск и отбор информации по всем видам судебных дел.

Наряду с информационным облуживанием граждан, информационно-справочное бюро позволило реализовать важный, на наш взгляд, принцип организации работы суда — ограничение доступа граждан в некоторые зоны и структурные подразделения.

Такое ограничение это — один из первых и очевидных шагов при решении проблемы безопасности: охраны судов, судей и работников аппарата судов. Итак, суд был разделен на две зоны доступа.

В первую зону  —  открытого доступа (или публичную зону) мы включили залы судебных заседаний, примыкающие к ним вспомогательные помещения. Вторая зона – зона ограниченного доступа (служебная зона) формируется из кабинетов судей, руководителей суда, канцелярий. Очевидно, что зонирование здания суда возможно только при наличии информационно-справочного бюро, расположенного в открытом доступе.

Организацию информационно-справочного бюро еще в 2000 году без натяжки можно было назвать долгожданной для посетителей суда. Многие из них приходят в суд крайне редко, кто-то впервые, и вопросы ориентирования по зданию, в какой кабинет обратиться, к какой канцелярии относится дело, зачастую разрешались с трудом. Благодаря же приемной появилась возможность по любым вопросам обращаться в один кабинет. По нашему мнению, канцелярии суда призваны обеспечивать работу судей, а итогами работы канцелярий посетители суда могут пользоваться через информационно-справочное бюро (приемную).

Сегодня нам понятно, что тогда в 2000 году было принято правильное, адекватное требованиям дня решение. Его правомерность и обоснованность подтверждается и тем, какое место занимают проблемы информационного обслуживания граждан и развертывания в судах приемных в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы.

В последующие годы работа бюро совершенствовалась. Были расширены функции приемной, количественный и качественный состав ее сотрудников (здесь стали работать помощники судей), для приемной выделено более просторное помещение — также на первом этаже в зоне публичного доступа. Информационно-справочное бюро отныне осуществляет еще и прием исковых заявлений по гражданским делам, подсудным Челябинскому областному суду (реализуя требование Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы об исключении приема судьями и их помощниками исковых заявлений от граждан). В связи с тем, что через бюро могут передаваться документы, содержащие тайну усыновления и другую закрытую информацию, задаваться вопросы, связанные с делами, рассматриваемыми в закрытых судебных заседаниях, в приемной было создано отдельное окно, частично изолированное от общего помещения. В настоящее время в информационно-справочном бюро Челябинского областного суда развернуто четыре рабочих места — четыре окна, чтобы исключить очереди в этом подразделении (Челябинский областной суд входит в число наиболее крупных судов страны, его судейский состав 97 судей). Начинала свою работу приемная с двух окон.

В новом помещении созданы еще более удобные условия для посетителей, которым порою требуется подождать, заполнить необходимые документы. Именно от качества работы судебной приемной у посетителей начинает складываться впечатление о работе всего суда.

Заметное место в информационном обслуживании граждан занимает проект установки информационных киосков. Эти устройства оборудованы специальными сенсорными мониторами, и с их помощью любой посетитель может самостоятельно найти и просмотреть необходимую информацию непосредственно в информационной системе суда. В Челябинском областном суде с 2004 года установлены три информационных киоска, программное обеспечение которых предоставляет любому посетителю как общую информацию об областном суде, районных судах и участках мировых судей, так и средства поиска информации по любому незакрытому судебному делу, рассмотренному (или назначенному к рассмотрению) в любой инстанции областного суда, включая документы электронного архива.

На этом участке сегодня происходит дальнейшее совершенствование технологии. Учитывая потребности общества, а также положения закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ», принятого в декабре 2008 года, который предполагает публикацию судебных актов в открытом доступе, вряд ли можно признать достаточной мерой установку в судах информационных киосков, функциональность которых ограничивается только поиском информации и отображением ее на экране монитора. Учитывая современные технологические возможности, настало время расширять функции судебных информационных киосков в направлении получения бумажных копий судебных документов.

Челябинский областной суд в 2007 году установил информационный киоск, позволяющий не только просмотреть судебные акты на экране монитора, но и, по желанию пользователя, распечатать копию документа.

Киоск оборудован сканером штрихкода, который используется для идентификации прав пользователя на печать документа. При установке сканера мы исходили из предположения, что право любого гражданина на печать судебного акта, находящегося в фонде открытого доступа, наступает немедленно после оплаты предусмотренной законом государственной пошлины. Посетитель предоставляет квитанцию об оплате в информационно-справочное бюро. Факт оплаты пошлины регистрируется в специальной таблице базы данных судебного делопроизводства, процедура регистрации занимает секунды, и в результате зарегистрированный пользователь получает специальную карточку, содержащую его регистрационное имя — уникальный линейный штрихкод. Эта карточка, по сути, является документом, идентифицирующим право обладателя на печать определенного количества страниц судебных актов с помощью информационного киоска.

Последовательность действий при печати копий документов с помощью информационного киоска:

  • Используя поисковую систему киоска, найти необходимую страницу судебного акта.
  • Нажать на экране сенсорного монитора на кнопку «Печать страницы». Поднести карточку со штрихкодом к считывателю таким образом, чтобы полоса кода располагалась горизонтально, а луч считывателя попал на область полосы кода. После процедуры считывания кода и идентификации пользователя, которая занимает доли секунды, на мониторе появляется информация о подтверждении права на печать определенного количества страниц судебных документов.
  • Собственно печать очередной страницы инициируется нажатием на кнопку «ПЕЧАТЬ».

В настоящее время все более заметное место в нашей жизни занимают технологии Интернет. Неизбежно повышение роли сети Интернет и в обеспечении доступа граждан к судебной информации. Важно при этом понимать, что суды сегодня не должны ограничивать информационные потоки, предоставляемые пользователям сетиИнтернет, общей информацией о суде, лентой новостей и т.п. Пользователям необходима полная и точная информация о движении судебных дел, расписании рассмотрения, результатах рассмотрения дел, включая тексты судебных актов.

С 2006 года на сайте Челябинского областного суда в разделе «Судебное делопроизводство» реализованы средства непосредственного доступа к базе данных судебного делопроизводства: посетитель сайта может получить информацию о деле сразу же после ее появления в базе данных суда.

   
на главную Поиск Карта сайта Написать письмо

Канал на YouTube

Приёмная суда
(все вопросы по работе суда, в том числе канцелярий, архива) телефоны многоканальные:
(351) 239-26-20, 239-28-24

Как через сайт узнать о состоянии вашего дела

Режим работы суда
пн.-чт. 9.00 — 18.00
пт. 9.00 — 16.45
обед 13.00 — 13.45
приёмная работает без обеда, с 8.30
(в среду с 9.00)

Почтовый адрес суда ул. Труда, 34
г. Челябинск, 454006

Проезд до остановок
«Областной суд»,
«Площадь павших революционеров»,
«Центральный рынок» посмотреть схему проезда

Ваши электронные помощники в здании суда

Непроцессуальные обращения в суд

Посетителям сайта предлагается направлять предложения по его совершенствованию